+7 (914) 020-00-17
Назад ко всем новостям

Есть ли стройка на Камчатке?

23.07.2019 в 10:37

Ответ искали на стратегической сессии «Развитие жилищного строительства в Камчатском крае»

99 человек приняли участие в стратегической сессии «Развитие жилищного строительства в Камчатском крае» в минувшую среду. Некоммерческая организация Объединение работодателей «Камчатский краевой союз промышленников и предпринимателей» (ККСПП) приняло активное участие в данной сессии, озвучив наболевшие вопросы о которых говорили весь 2018 год и в 2019 году не оставляют попыток изменить ситуацию к лучшему для строительной отрасли.


Задача перед всеми участниками мероприятия стояла нешуточная – выяснить, какие проблемы и барьеры мешают развивать на Камчатке жилищное строительство (да и строительство вообще), озвучить их вслух и вместе выработать стратегические пути их решения и преодоления. Сессия работала весь день, и по итогам ее работы нам еще предстоит увидеть отчет в виде дорожной карты.

И, судя по всему, эту карту нужно поторопиться написать, потому что работы нашим строителям в ближайшее время прибавится. Открывая сессию, камчатский министр строительства Андрей Дегодьев, напомнил о том, что в стране утвержден и реализуется нацпроект «Жилье и городская среда», в рамках которого Минстроем России разработаны программы уменьшения количества аварийного жилья и ветхого жилья. «Разработаны такие программы и на региональном уровне, - сказал министр. - Федеральным нацпроектом для Камчатского края с 2019 по 2024 год предусмотрено финансирование 3,4 млрд рублей на переселение жителей из ветхого и аварийного жилья. А уже с учетом наших наработок, мы намерены привлечь из федерального бюджета на эти же цели более 10 млрд рублей. Сейчас для этого правительством края ведется работа с федеральными структурами. А это значит, что для освоения этих программ наш строительный комплекс должен быть готов работать: строить, и не только жилье, но и всю сопутствующую инфраструктуру – детские сады, магазины, дороги и т.д». 

Строили мы, строили…

В первой части сессии камчатские строители, представители разных ветвей власти и просто заинтересованные в отрасли участники вслух озвучивали проблемные вопросы. Их оказалось так много, а уровень сложности отдельных из них так высок, что невольно возникала мысль: вся камчатская стройка – это не отрасль, а одна большущая проблема, в которой строительные фирмы существуют только чудом!

Не секрет, что жилищное строительство работает у нас в двух направлениях – коммерческое жилье (его строители производят для продажи) и социальное (то, что строится по разным государственным программам с применением 44ФЗ). 


Главной проблемой первого направления предприниматели назвали низкие доходы граждан и связанное с этим катастрофическое падение спроса на новые квартиры и строительство индивидуальных домов. «Нашим территориям не хватает темпов развития. Состоятельное население уезжает, а тем, кто остается, больше интересен вторичный рынок жилья – на нем спрос по-прежнему высокий, - говорили коммерсанты. – Новые квартиры в 2019 году практически не продаются.  Да, стоимость их не маленькая (в среднем 80 тысяч рублей за кв. метр), но мы не можем строить дешевле, учитывая все особенности камчатской стройки, включая высокую стоимость привозных стройматериалов и поправку на сейсмоопасность региона».


Направление строительства жилья по государственным программам  больше всего страдает от несовершенства законодательства о государственном заказе.  Пресловутый 44 ФЗ буквально в мае этого года претерпел изменения, но, по словам предпринимателей пока их на себе мало кто прочувствовал. Пока же закон позволяет иногородним компаниям демпинговать при проведении электронных аукционов, выигрывать их, а затем нанимать местных строителей в качестве субподрядчиков. «Большая проблема для нас – это единое экономическое пространство, прописанное в законе, - сетовали строители. – Наши компании вынуждены идти на субподряд к иногородним и работать на их условиях, чтобы сохранить производство и коллективы. При этом такая работа идет в убыток, а перекрываемся мы своими средствами. Страна у нас большая, и, по нашему мнению, нужно было поделить экономическое пространство хотя бы на зоны. И вообще изначально в 44ФЗ правила строительных подрядов прописаны очень скудно. Хорошо было бы выделить эту отрасль отдельно, потому что в ней слишком уж много нюансов». 


Мелочи, а неприятно


При этом, нюансы, о которых шла речь, вовсе не выглядят мелочами. Один из них – ценообразование. Стоимость тех или иных работ для строителей рассчитывают сметчики. И зачастую утверждаются сметы заведомо убыточными, не учитывающими, к примеру, северные коэффициенты, которые работодатель должен платить строителям. Есть даже сметы, в которых заложена заработная плата, размер которой получается меньше чем официально установленный МРОТ (!). Чтобы не нарушить закон, строительная фирма принимает на себя эти расходы, либо вынуждена нанимать работников за пределами края, «оптимизируя» таким образом расходы на оплату труда.


Отдельная головная боль строителей, работающих по госконтрактам, - получение банковской гарантии для обеспечения контракта и отсутствие авансов. Получить гарантию на Камчатке можно, но с такими сложностями, что строители вынуждены обращаться в материковские банки. «Если контракт крупный, сумма гарантии тоже крупная, и все банки на Камчатке требуют под нее залог, - сетовали строители. -  Материковские дают гарантию без залога и за 2-3 дня. На Камчатке банк только на рассмотрение заявки берет 10 дней, и мы не укладываемся в предусмотренные законом сроки».


 Что касается авансирования строительных работ, то практически ни один из госконтрактов его не предусматривает. Предприниматель выигрывает аукцион, несет уже затраты на банковскую гарантию, и должен начать стройку на свои деньги. Естественно, в большинстве случаев, делает он это на кредитные деньги, принимая все расходы по кредитам на свой счет. «Банковская процентная ставка по кредитам нам никак не компенсируется, - сетовали предприниматели, говоря о том, что подобная практика существует в сельском хозяйстве, - Это хорошая мера поддержки. Если бы компенсация процентной ставки от ставки рефинансирования была предусмотрена и в строительстве жилья по государственному заказу, было бы гораздо легче работать».

  

Что касается авансирования строительных работ, то практически ни один из госконтрактов его не предусматривает. Предприниматель выигрывает аукцион, несет уже затраты на банковскую гарантию, и должен начать стройку на свои деньги. Естественно, в большинстве случаев, делает он это на кредитные деньги, принимая все расходы по кредитам на свой счет. «Банковская процентная ставка по кредитам нам никак не компенсируется, - сетовали предприниматели, говоря о том, что подобная практика существует в сельском хозяйстве, - Это хорошая мера поддержки. Если бы компенсация процентной ставки от ставки рефинансирования была предусмотрена и в строительстве жилья по государственному заказу, было бы гораздо легче работать».


Частное домостроение по-прежнему сталкивается со сложностями и дороговизной подключения к инженерным сетям. «К примеру, подключение частного дома к воде предусматривает у нас расход воды не только на водоснабжение, но и на пожаротушение, - рассказывали строители, - что сразу же делает договор технического присоединения очень дорогим. Более того, инвестиционная составляющая в этот договор не заложена. Человек тратит миллионы на то, чтобы протянуть  трубу к своему дому, а водоканал потом к этой трубе за 10  тысяч подключает других абонентов. Построившему трубу ничего не возвращается, потому что сети ему не принадлежат. Для сравнения – в европейской части России эта проблема решена уже давно: кто строит сеть, тот и распоряжается подключением к ней». По словам строителей, жители Камчатки, которые решаются на строительство индивидуального жилого дома, проходят все круги ада, не имея четкой информации ни о мерах поддержки, ни о подрядных организациях, ни о формальностях, которые им предстоит оформить. 


Дело за малым – наладить диалог и взаимодействие


Как это ни странно, но озвученные на сессии проблемы касались не только деятельности властей. Были и претензии к самим предпринимателям. Министерство хотело бы и с их стороны видеть заинтересованность и активность во многих вопросах.  Оказалось, что у министерства отсутствуют  предложения от застройщиков. Есть, к примеру, в бюджете деньги на приобретение 37 тысяч кв.  метров жилья под расселение из ветхого и аварийного, информация об этом уже прошла по всем каналам, а предложений по строительству или реализации этого жилья от застройщиков до сих пор нет. 


Не слишком активно взаимодействуют строители и с муниципалитетами края. А сами муниципалитеты, постоянно нуждаясь в строительстве нового жилья, не совершают для его начала необходимых шагов. «Застройщик должен интересоваться теми программами, которые есть в сфере обновления жилфонда, - говорили на сессии представители краевого минстроя, - проявлять свою заинтересованность в их реализации, приходить и говорить - я готов строить по той или иной программе, что для этого нужно? Нас муниципалитеты закидывают слезными письмами – мол, очень нужно жилье, помогите, умираем, но сами при этом ничего не делают. Для того, чтобы профинансировать строительство жилья из бюджета, мы должны быть уверены в том, что оно будет определенного качества – с подключением ко всем сетям жизнеобеспечения.   Это всем известно. Мы готовы финансировать, но вдруг выясняется, что на территории, где муниципалитет хочет строить, сетей нет. Мы начинаем по десятому кругу объяснять муниципалитетам, что нужно заявится на строительство сетей в министерстве ЖКХ,  готовить площадки, чтобы проект застройки прошел экспертизу был оплачен из бюджета. Два года у нас ушло на то, чтобы один из муниципалитетов уговорить на это. Наконец они получили деньги на строительство сетей, в следующем году можно будет начинать строить дома. Поэтому мы говорим – не сидите, готовьте площадки, застройщики – работайте с муниципалитетами – выясняйте, что и где они хотят строить, приходите со своими мыслями к нам. Так процесс пойдет быстрее».


В завершении встречи было озвучено еще много предложений о том, как взбодрить наше строительство, и дать жилищному рынку Камчатки возможность работать эффективнее. Среди них – предложение строить больше домов с квартирами среднего класса и небольших по площади индивидуальных домов, начать создавать в крае строительные кооперативы по отраслевому принципу (когда крупное предприятие той же рыбной промышленности могло бы стать заказчиком строительства квартир для своих сотрудников), разбивать очень крупные контракты на несколько небольших, чтобы участвовать в строительстве могли не только большие фирмы, совместно разработать конкретные предложения поправок в 44 Фз…


В целом, диалог состоялся весьма продуктивный и полезный для всех. Дело осталось за малым – не сложить все прозвучавшее под сукно, а по-настоящему заняться решением озвученных проблем. Тогда, глядишь, и строительных площадок станет больше, и новоселья на Камчатке станут праздновать чаще.


Особое мнение ККСПП


Активное участие в сессии приняла Некоммерческая организация Объединение работодателей «Камчатский краевой союз промышленников и предпринимателей» (ККСПП). Представители союза в который раз озвучили проблемные вопросы камчатской  строительной отрасли, о которых они говорят на разных площадках уже не первый год.  Тот же расчет стоимости строительных работ по ФЭРам, результатом которого становится искусственное занижение заработной платы строителей, выносился Союзом на самые разные уровни власти – в минстрой края, краевое правительство, камчатское УФАС, Федерацию профсоюзов. Антимонопольная служба на письма Союза об этой проблеме ответила, что расчет цен  при подготовке аукционной документации госконтрактов не входит в ее полномочия. Камчатский минстрой отписался, сообщив, что против ФЭРов нет приема, и расчеты цены работ не могут быть сделаны по-другому. И дальше этого дело не пошло. Причиной тому, по мнению представителей ККСПП стало банальное нежелание разбираться в проблеме и искать пути ее преодоления. А ведь найти их можно – просто для этого нужно вместе работать.


Еще одним, активно поддержанным предпринимателями, стало предложение ККСПП о формировании в рамках реализации строительных программ с привлечением федеральных средств, государственных заказов (контрактов) для среднего строительного бизнеса. «Когда наши предприниматели выходят на какой-то аукцион по строительству крупного объекта, рассчитанного на 3-5 лет занятости, с большим финансированием, это, конечно, очень хорошо. – аргументировали свою позицию представители ККСПП, -  Но зачастую сумма такого контракта настолько велика, что согласно требованию 44 ФЗ такие, у предпринимателя уже должен быть опыт выполнения подобных контрактов.  Такие строительные фирмы на Камчатке можно по пальцам пересчитать. А остальные, не отвечающие этим  требованиям, просто не могут принять участие в аукционе.  Поэтому для всех было бы удобнее, чтобы минстрой формировал, как крупные контракты, так и средние. Нужно на уровне власти субъекта заботиться о том, чтобы отрасль развивалась, а не была представлена лишь несколькими крупными игроками».  


Предложение предусмотреть для строительных организаций меры государственной поддержки в виде компенсации им  процентной ставки по кредитам от ставки рефинансирования тоже прозвучало на сессии от ККСПП. Союз уверен в том, что принять решение о такой компенсации вполне реально, если краевые власти хорошо поработают над реализацией предложения. «Такая практика применяется в сельском хозяйстве уже давно и значительно облегчает кредитное бремя для сельхозпроизводителей, - рассказали представители Союза. – Строительные организации тоже закредитованы, поскольку начинают все стройки по госзаказу на свои средства, без авансов. Условия жесткие, и меры поддержки в этом случае были бы совершенно не лишними».  


Оценивая в целом результаты встречи, представители ККСПП выразили надежду на то, что все, что было сказано, действительно найдет отражение в дорожной карте развития жилищного строительства. Подход к решению проблем не должен быть формальным, иначе отрасль останется на том же зачаточном уровне, а вся камчатская стройка так и будет для всех одной большой проблемой.